Дистанционное обучение − это набирающий стремительную популярность тренд в сфере Training&Development. Теперешние «студенты» − это взрослые люди, которые обучаются или повышают свою квалификацию днем без отрыва от работы или вечером в домашней обстановке.
При этом самая важная задача тренеров − «упаковать» свой материал так, чтобы он был наглядным, понятным и адаптированным для восприятия именно удаленными участниками. Инструментарий широк − вебинары, Skype for business, специальные программные платформы − все они относятся к более-менее доступным и относительно малобюджетным средствам. Однако все они не подойдут, если спикер хочет передать слушателям многогранный контент − слайды, видео, свое собственное изображение, а опционально еще и демонстрировать работу с очной группой. Давайте попробуем рассмотреть, как это может быть реализовано на практике.
Одним из значимых в сфере Training&Development событий сентября по традиции стал фестиваль «Практики и развитие. ПИР-2017». Мы решили пообщаться на эту тему с одной из участниц мероприятия, Мариной Белоусовой, руководителем отдела продаж и корпоративным тренером в компании Тайле.
Добрый день, Марина! Расскажите немного о том, что же такое «ПИР» и какие люди на нем собираются?
Марина: Добрый день! ПИР − это не просто мероприятие, это целое сообщество: бизнес-тренеров (от начинающих до самых именитых и востребованных в России на сегодня), коучей, HR-ров, консультантов, то есть всех, кто причастен к теме обучения и развития персонала. Все это создал и развил с нуля до крупного ивента Марк Кукушкин − бизнес-тренер и учитель сотен (а может, уже и тысяч?) современных бизнес-тренеров.
Сколько было участников в этот раз и какие именитые гости почтили своим присутствием?
Марина: В прошлом году ПИР посетило около 400 гостей и спикеров, а в этом их было зарегистрировано больше 1000! Среди самых известных широкой публике − Радислав Гандапас (кто не читал его бестселлеров про публичные выступления?), Никита Непряхин (консультант политиков, автор книг, спикер, тренер), Светлана Иванова (по ее книгам учатся все рекрутеры и hr-ы), гуру таймменеджмента Глеб Архангельский, эксперт в области деловой переписки Саша Карепина.... Очень много было людей, хорошо известных именно в тренерских кругах, на чьих выступлениях не хватало стульев для участников.
Вы посещаете такой фестиваль впервые? В качестве кого? О чем вы рассказывали на своем выступлении?
Марина: Я на ПИРе уже второй год. В первый раз, в 2016 году, я приехала как спикер, чтобы поделиться с участниками своим опытом проведения тренингов по видеоконференцсвязи. У нас в компании такая практика успешно длится уже больше 3 лет. Я хотела продемонстрировать на своем мастер-классе, что ВКС-формат не обедняет тренинг и не лишает тренера стандартного для очного тренинга инструментария. В этом году я взяла на себя больше ответственности и организовала целый блок выступлений на тему дистанционного обучения. В 6-часовой сессии выступило 8 экспертов, которые поделились своим опытом использования разных форматов в корпоративном обучении: вебинары, Skype, видеотрансляции, ВКС. Вообще, дистанционное обучение − это сейчас не просто модный тренд, а жизненная необходимость для фирм с географически разветвленной структурой. Так, представители фармацевтической сферы рассказывали, как перевели в онлайн формат свои традиционные цикловые конференции численностью более 1000 человек и сэкономили 90% бюджета.
Так что хотя я и не выступала лично, но моя роль была еще более важной − привлечь интересных спикеров и внимательных слушателей, организовать пространство для обмена опытом и, главное, продемонстрировать доступность и эффективность дистанционного обучения.
Поделитесь мнением: чем отличаются ПИР прошлого года, что появляется нового в данном фестивале?
Марина: Больше участников, больше спикеров, большей активностей. Так, добавились утренние спортивные зарядки и разминки, дневные марафоны и заплывы. В последний, пятый, день ПИРа были предусмотрены экскурсии в партнерские компании и организации, чтобы познакомить гостей мероприятия с выдающими практиками. Например, в списке интересных мест были следующие: Сколково, Центр подготовки космонавтов в Звездном городке, офис компании Mail.ru, Академия Adidas. Лично я выбрала офис и фабрику сети кафе и кондитерских AндерСон и площадку Марс-2030 на базе Института Медико-биологических проблем РАН.
Марина, как вы считаете, в чем «фишка» этого мероприятия?
Марина: Лично мне очень импонируют три вещи:
1. Очень быстрый темп и высокая информационная насыщенность мероприятия − вся официальная часть начинается в 9 утра и заканчивается около полуночи. На протяжении всего времени выступления идут параллельно. Нет шанса не найти себе спикера по душе.
2. Потрясающий нетворкинг! Тут можно попить за один столиком кофе с тем, по чьим книгам ты учился или мгновенно «зафрендиться» с экспертом высочайшего уровня. ПИР посещают гости со всего СНГ и даже из Европы. Тут можно найти себе клиентов, партнеров, друзей. День совместного обучения очень сильно сближает людей, а атмосфера помогает быстро идти на контакт.
3. За 5 дней можно узнать все тренды и свежие «фишки» в сфере Training & Development, и этого запаса хватит очень надолго, почти до следующего ПИРа.
А как организовано взаимодействие между участниками и зрителями, ведь, насколько я понимаю, ПИР – весьма масштабное мероприятие?
Марина: Да, как я уже говорила, связи тут налаживаются очень быстро. В этом году организаторы позаботились о том, чтобы все было очень технологично с точки зрения навигации по обширной программе − создали мобильное приложение, где удобно отражалась программа с разбивкой по залам. Там же можно было назначать встречи участникам ПИРа.
Кроме того, мы отвечали за организацию записи и трансляции в прямой эфир выступлений спикеров ПИРа. Не секрет, что из удаленных от Москвы городов попасть на такое мероприятие было сложнее, а присутствовать и получать ценные для себя знания хотелось многим. Это стало возможным при помощи оборудования AREC .
Такие системы могут одновременно записывать видео с нескольких камер, компоновать все потоки вместе с презентацией спикера в единый ролик и транслировать его в сеть (например, на канал YouTube). А благодаря автотрекеру, на котором закрепляется камера, позволяющая «следить» за ведущим, зрители могут видеть перемещения спикера и не выпускать его из фокуса.
В итоге, на протяжении 2-х дней мы вели прямую трансляцию выступлений спикеров из двух залов, а все желающие могли присоединиться и онлайн поучаствовать в крупнейшем фестивале.
«Трансляция, организованная компанией Тайле, стала идеальной возможностью в разы расширить аудиторию участников конференции ПИР-2017. Помимо того, что участники из регионов могли смотреть выступления спикеров в прямом эфире (причем, на выбор из 2 параллельно работающих залов), мы еще и получили видеонарезки всех выступлений. Планируем их выкладывать в сеть с тем, чтобы еще больше увеличить охват. Чем еще привлекательны для нас предложенные Тайле технологии − это возможностью трансляции не просто съемки спикера, а удобной комбинации, сочетающей на одном экране и презентацию выступающего, и его самого, и при необходимости даже аудиторию»,− так высказались организаторы ПИРа Екатерина Лефтерова и Марк Кукушкин.
Ну и в заключение, поделитесь секретом успешного выступления, какие три вещи надо знать?
Марина: Если говорить о классическом очном выступлении, то, во-первых, для этого важен позитивный настрой и уверенность в том, что вы выступите хорошо. Во-вторых, надо любить ту тему или сферу, по которой выступаешь − это добавит вам энергии и убедительности. Ну а третья «вещь» вполне материальна и поможет вам во время дистанционных выступлений − это хорошее оборудование, которое не даст сбоя и четко транслирует ваше выступление участникам.