Сегодня таким вопросом все чаще задаются системные администраторы и специалисты, которые занимаются обслуживаем техники в организациях. На самом деле этот вопрос сейчас действительно актуален, а тонким клиентам и их возможностям в сравнении с ПК посвящено немало статей и обзоров. В этом номере мы попробуем рассмотреть особенности применения терминальных решений в сфере образования.

Начнем с азов. Тонкими клиентами называют устройства (или терминалы), не имеющие собственных вычислительных мощностей, которые подключаются к общему для всех пользователей серверу и способны отображать выводимую информацию. Другими словами, тонкие клиенты – это бездисковые компактные персональные компьютеры, к которым подключаются привычные периферийные устройства: клавиатура, мышь, монитор, акустические системы и т. д.

Постепенно такие решения проникают в различные сферы жизни современного человека. Не обошли своим присутствием тонкие клиенты и сферу образования, где в учебных классах школьники и студенты решают однотипные специализированные задачи, которые, как правило, не требуют больших ресурсов персональных компьютеров.

Так, в школах по всему миру стали внедряться решения на базе тонких клиентов, и тому есть несколько причин: расширение возможностей компьютерных вычислений, обогащение средств контроля для преподавателей и системных администраторов, повышение заинтересованности учащихся и сокращение общих затрат на управление и обслуживание компьютерных сетей в образовательных учреждениях. Для того, чтобы лучше понять различия ПК с тонкими клиентами, давайте обратимся к проблемам, встающими перед учебными учреждениями, при использовании классических персональных компьютеров.

Во-первых, это проблемы с техническим обслуживанием: в месте, где учатся дети, за установленной в классах техникой нужен особый присмотр, а администрировать терминалы проще, следовательно – нужно меньше технического персонала и их усилий для этого.

Во-вторых, это проблемы безопасности: как мы уже сказали выше, следить за каждым ПК сложнее, чем за одним только сервером, причем это касается как программного обеспечения (студенты порой могут что-то сломать или взломать, а иногда просто заносят вирусы), так и же аппаратной части (всегда присутствует соблазн унести домой какую-нибудь деталь компьютера, которую не сразу можно заметить).

В-третьих, это проблемы бюджета: здесь играет роль тот факт, что совокупное владение системой на терминалах обходится дешевле варианта с традиционными ПК. Здесь стоит отметить, что изначальные затраты при покупке ПК – это только 50% от затрат, которые потребуются в будущем (сюда добавятся обслуживание ПК, модернизация, апгрейд, замена компонентов, вышедших из строя, и т.д.), в то время как терминальные решения не требуют этого, а их срок службы исчисляется до 10 лет.

Теперь давайте попробуем рассмотреть, как могут быть решены эти проблемы, с использованием терминальных клиентов, а для примера выберем бренд NComputing.

Итак, очевидным преимуществом тонких клиентов перед ПК выступает упрощение жизни преподавателей и системных администраторов.

Например, преподавателю больше не потребуются следить за каждым студентом, так как возможно управлять всей системой, не вставая с рабочего места, и видеть, что происходит на экране монитора каждого студента. Также при необходимости можно перехватывать управление, отправлять сообщения на экран любого рабочего стола, что легко может ускорить обучающий процесс и позволить преподавателю сосредоточится на обучении.

Кроме того, при таком подходе системным администраторам не придется восстанавливать системы после каждого процесса обучения, переустанавливать и перенастраивать ПО, которое было удалено или испорчено из-за неправильной работы студента, а также заниматься удалением вирусов.

Еще одно важное преимущество – это унификация ПО на всех рабочих местах. Больше никому не придется «ломать голову», выясняя, почему у одного студента все работает, а у другого выдает ошибку (а причина – в разных версиях установленных программ). С терминальными клиентами все рабочие места в учебном классе будут иметь одинаковые настройки, версию ПО и обновления, так как все устанавливается на одном сервере, а не по отдельности, как в случае работы на классических ПК.

Отметим также, что вся информация надежно хранится на сервере, и администратор (или преподаватель) может быть уверен, что студенты не удалят ничего лучшего.

А сами терминалы занимают гораздо меньше места и абсолютно бесшумны, что также играет немаловажную роль при комфорте обучения (для сравнения попробуйте представить учебный класс с пятнадцатью, например, шумящими ПК).

Как мы уже упомянули выше, для примера мы выбрали бренд NComputing. А абсолютно все описанные выше возможности тонких клиентов можно реализовать при помощи ПО NComputing vSpace Pro11, которое поставляется бесплатно с терминалами и имеет широкий функционал.

NComputing vSpace Pro11 – это готовое ПО для виртуализации рабочих столов, которое при этом не требует особых навыков администрирования, так как имеет простой и понятный интерфейс, а все настройки и ввод в эксплуатацию занимают считанные минуты.

Тот момент, что ПО предоставляется бесплатно – одно из достоинств NComputing, так как обычно терминалы других производителей, как правило, поставляются без программного обеспечения и используют встроенные возможности Windows. А в это время ПО vSpace позволит их расширить и значительно упростит управление всей системой из единой точки.

Рассмотрим на основные возможности данного ПО:

  • Управление всеми терминалами в единой точке;
  • Обновление прошивки;
  • Контроль состояния серверов и терминальных сессий;
  • Возможности отправки как широковещательных сообщений всем участникам, так и персональных сообщений;
  • Контроль происходящего за рабочим столом одновременно у всех участников;
  • Контроль времени начала и конца сессии.

Теперь давайте более подробно посмотрим на терминальные клиенты с точки зрения конкретных решений, а для примера возьмем модели МХ100S и RX300 от NComputing.

Отличительная черта серии МХ в том, что комплект тонких клиентов состоит из трех устройств: одного основного и двух дополнительных, подключение которых к главному происходит через USB кабель. Таким образом, тонкие клиенты 3-в-1 обеспечивают качественное развертывание рабочего стола, рассчитанное на трех пользователей, а значит одно физическое подключение может быть использовано для организации сразу 3-х рабочих мест!

А главное – комплексное решение MX-серии может быть доступно по стоимости меньшей, чем цена ПК, благодаря необходимому набору вычислительных ресурсов с экономией на текущих затратах на управлении (на 75%) и на энергосбережении (терминалы в 20-30 раз потребляют меньше энергии, что составит экономию более, чем на 90%).

Еще одна достойная внимания для сферы образования модель – RX300. Это новинка в продуктовом портфеле компании NComputing, которая характеризуется такими моментами:

  • Максимальной производительностью: 4 х USB 2.0 порта для подключения дополнительных устройств, поддержка аудио высокого разрешения и встроенная карта памяти на 8 ГБ и 1ГБ оперативной памяти;
  • Удобством подключения по Wi-Fi: отсутствие большого количества проводов с возможностью организовать рабочее место как будет удобно пользователю;
  • Возможностью изучения популярной платформы Raspberry Pi и ее встроенных функциональных особенностей (программирование на популярных языках).

RX300 – это тонкий клиент, который предлагает идеальное решение для замены ПК в сферах бизнеса, образования, государственных и медицинских организациях.

Итак, попробуем подвести итоги нашей сегодняшней работы.

Мы увидели, что терминальные клиенты в сфере образования – это не только модные тенденции, но и действительно прекрасное решение многих задач по управлению и упрощению работы как преподавателя, так и системных администраторов.

Мы попробовали разобраться с проблемами и сложностями, которые могут появиться при традиционном компьютерном классе, и рассмотрели, как использование терминальных клиентов может изменить ситуацию.

Мы выбрали для примера бренд NComputing, где уделили внимание программному обеспечению NComputing vSpace Pro11, а также оценили 2 модели – МХ100S и RX300, которые как раз направлены на использование в сфере образования.

Приживутся ли терминальные клиенты в учебных заведениях? Значительное снижение энергопотребления и стоимости обслуживания ИТ-комплексов, большее количество рабочих мест, безопасность доступа и сохранность данных, надежность выполнения программ на фоне непрекращающихся попыток со стороны учащихся что-либо сломать, а также комфорт работы – вот те моменты, которые перевешивают чашу весов с положительным ответом. Потому наш ответ – да, приживутся!